В третьем квартале 2015 года доля свободных площадей на рынке качественных торговых центров Москвы сохранилась на уровне предыдущего квартала и составила 7,5%, следует из данных компании JLL.
До конца года эксперты JLL ожидают роста показателя до 8% под давлением открытия новых торговых центров и продолжающейся ротации арендаторов.
«Прогнозируемый уровень вакантных площадей значительно уступает рекордному показателю в 11%, зафиксированному на рынке торговых центров Москвы в 2010 году. Мы не ожидаем значительного увеличения свободных помещений на рынке и превышения этого рекорда в ближайшей перспективе в связи с постепенным заполнением арендаторами введенных за последнее время объектов и снижением объемов нового ввода, - комментирует директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская. – Также очень важен тот факт, что с ростом конкуренции среди торговых центров диалог между собственником и арендатором изменился. Сейчас девелоперы стали более гибкими в переговорах в стремлении достигнуть минимального уровня свободных площадей в своих объектах, чтобы сохранить и увеличить привлекательность ТРЦ для потребителя».
В то же время в семи ключевых торговых центрах Москвы с высоким уровнем посещаемости и конверсии наблюдается позитивная динамика: доля свободных площадей снизилась с начала года на 50 б.п. – до 1%, вернувшись к уровню прошлого года. Важно отметить, что до ухудшения экономической ситуации в стране, следствием которой стало падение потребительского спроса, в ключевых торговых центрах ротация была минимальна, а объем свободных помещений в них был близок к нулю.
«На сегодняшний день и в топовых ТЦ наблюдаются как активная ротация, так и экспонирующиеся площади, что дает возможность развивающимся сегодня ритейлерам занять привлекательные площадки. При этом собственникам даже наиболее востребованных объектов приходится договариваться с арендаторами на новых условиях», - отмечает аналитик рынка торговых площадей компании JLL Мария Шпакова.
По данным компании JLL, за три квартала 2015 года в Москве было введено около 387 тыс. кв. м торговых площадей, что превышает результат аналогичного периода прошлого года на 36%. Общий объем предложения торговой недвижимости в городе достиг 4,57 млн кв. м. При этом за третий квартал в Москве был введен только один торговый центр – «РИО» на Киевском шоссе, и квартальный объем ввода составил 45,3 тыс. кв. м, продемонстрировав незначительный рост в 5% относительного аналогичного периода 2014 года. Несмотря на достаточно большой объем ввода за первые девять месяцев, в целом за год эксперты JLL ожидают снижения объема ввода по сравнению с 2014 годом на 25% - до 450,5 тыс. кв. м.