На фоне снижения покупательской способности по сравнению с ажиотажем в конце 2014 года, уровень реализованного спроса по итогам 2015 года сократился на 20,4%. Более половины спроса (51,7%) пришлось на покупки в нижнем ценовом диапазоне – от 5 до 10 млн руб., причем за год доля таких сделок значительно увеличилась, при этом спрос на предложения стоимостью 15-20 млн руб. заметно сократился до 7,3%. При этом спрос сместился от двухкомнатных квартир в сторону однокомнатных – в течение 2015 года их доля была доминирующей в общем объеме сделок, следует из данных компании Est-a-Tet.
Специалисты компании проанализировали объем и структуру спроса на первичном рынке в «старых» границах Москвы в годовой динамике по следующим параметрам: бюджет покупки, форма оплаты, половозрастные признаки, место прописки покупателя, комнатность приобретаемого объекта.
Согласно результатам исследования, в целом реализованный спрос в течение года был на достаточно высоком уровне, что обусловлено большим объемом проектов массового сегмента с привлекательным бюджетом покупки, а также высокой волатильностью курсов валют.
При распределении реализованного спроса по бюджету покупки наиболее востребованы были предложения стоимостью от 5 до 10 млн руб. – по итогам года доля спроса в этом ценовом диапазоне составила 51,7% от общего объема сделок. Причем в 2015 году спрос на квартиры указанных бюджетов вырос с 35,5%. В то же время спрос на квартиры с высоким бюджетом покупки (15-20 млн руб.) в конце 2014 года достигал 21,3% в общем объема сделок, а в 2015 году – снизился до 7,3%.
При распределении реализованного спроса по форме оплаты по итогам 2015 года доля ипотечных сделок достигла 38% в общем объеме сделок. Год назад данный показатель составлял только 25% из-за повышения ключевой ставки на шесть процентных пунктов и увеличения ипотечных ставок по кредитам до «заградительных» 17-22%. Рост доли ипотечных сделок в 2015 году стал следствием запуска государственной программы по субсидированию ипотечного кредитования.
В годовой динамике увеличилась доля молодой аудитории (от 26 до 35 лет) в структуре спроса – с 32% до 40% за счет сокращения доли покупателей от 46 лет и старше –с 30% до 24%.
При распределении покупателей по полу за год значительных изменений в структуре спроса не произошло – по-прежнему преобладает мужская аудитория.
При распределении покупателей по месту прописки бОльшая доля по-прежнему приходится на москвичей, однако за год она несколько сократилась за счет увеличения доли остальных покупателей из других регионов.
При этом наиболее востребованы в 2014 году были двухкомнатные квартиры – их доля достигала 42,7%, а в 2015 году спрос сместился в сторону однокомнатных квартир – из квартала в квартал их доля была доминирующей, уточняется в сообщении.
«В 2015 году рынок существенно пополнился предложением в проектах на начальной стадии строительства и с ценами ниже рыночного уровня в аналогичные периоды прошлых лет при улучшении заявленных качественных характеристик. Выход новых бюджетных проектов и высокая волатильность курсов валют подстегнули спрос. Тем не менее, на фоне экономической нестабильности в стране, высоких темпов роста инфляциии очередного ослабления рубля, увеличения реальных располагаемых доходов населения ожидать не приходится. В связис чем будет ослабевать и позитивное влияние активной поддержки спроса со стороны государства с помощью субсидирования ипотеки,– комментирует руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Владимир Богданюк. – Учитывая структуру предложения на первичном рынке столицы, а также приближение окончания действия государственной программы по субсидированию ипотечного кредитования, в начале 2016 года данные факторы подстегнут спрос на жилье в массовом сегменте. При этом на фоне снижения покупательской способности граждан уровень спроса в начале 2016 года, скорее всего, не будет превышать показатели аналогичного периода 2015 года».