За год средняя цена предложения по рынку загородного жилья Подмосковья снизилась на 4%: с 7,5 млн руб. в третьем квартале 2015 года до 7,2 млн руб. в аналогичном квартале нынешнего, подсчитали специалисты департамента загородной недвижимости компании «ИНКОМ-Недвижимость».
Однако если рассмотреть каждый формат по отдельности, картина становится не столь однозначной. Так, коттеджи за отчетный период подорожали на 32,6%. Их средняя цена предложения выросла до 48 млн руб., что объясняется преобладанием дорогостоящих объектов и отсутствием новых доступных лотов. Таунхаусы показали более умеренную динамику роста стоимости – 4,5%, до 11,5 млн руб. Почти такое же изменение зафиксировано в формате малоэтажного строительства (МЖД), где средняя цена предложения оказалась на уровне 5,5 млн руб., что на 3,8% больше значений третьего квартала прошлого года.
Участки без подряда (УБП), напротив, являются лидерами по снижению цены. На данный момент их средняя стоимость предложения равна 2,5 млн руб., что на 28,6% ниже, чем в 2015 году. Причиной этому остается рост числа поселков, полностью состоящих из УБП, нередко без коммуникаций. У дуплексов, которые в силу своего меньшинства на рынке имеют нестабильные показатели, в этот раз отмечено сокращение средней стоимости предложения на 11,1%, до 9,6 млн руб.
Средняя стоимость предложения, млн руб. | |||||
Формат | III кв. 2015 | IV кв. 2015 | I кв. 2016 | II кв. 2016 | III кв. 2016 |
Коттеджи | 36,2 | 42,9 | 43,9 | 49,4 | 48 |
Таунхаусы | 11 | 11,8 | 12,2 | 12 | 11,5 |
Дуплексы | 10,8 | 10,7 | 12,4 | 13,1 | 9,6 |
МЖД | 5,3 | 5,2 | 5,4 | 5,6 | 5,5 |
УБП | 3,5 | 3,6 | 2,6 | 2,5 | 2,5 |
В отношении классов серьезных изменений за год не произошло. Средняя стоимость предложения в сегменте «эконом» составляет 2,4 млн руб. – это на 4,3% выше, чем в третьем квартале 2015 года. Цены в комфортклассе за отчетный период остались на том же уровне – 8,5 млн руб. В «бизнесе» они подросли на 2,6%, до 15,8 млн руб. На 5,5% снизилась средняя цена предложения в премиумклассе, теперь она равна 30,7 млн руб. Однако за него «отыгрался» «де люкс»: стоимость таких объектов увеличилась за год на 17,9%, до 152,3 млн руб.
Средняя стоимость предложения, млн руб. | |||||
Класс | III кв. 2015 | IV кв. 2015 | I кв. 2016 | II кв. 2016 | III кв. 2016 |
Эконом | 2,3 | 2,3 | 2,2 | 2,3 | 2,4 |
Комфорт | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,4 | 8,5 |
Бизнес | 15,4 | 15,3 | 14,9 | 15,7 | 15,8 |
Премиум | 32,5 | 33,1 | 34,4 | 32,3 | 30,7 |
Де люкс | 129,2 | 161,3 | 124,1 | 140,4 | 152,3 |
Если говорить о размерах предлагаемых к продаже объектов, здесь обращает на себя внимание увеличение средней площади таунхаусов за год на 93,5%: с 160,9 кв. м до 311,4 кв. м. С одной стороны, это объясняется выходом в третьем квартале нескольких проектов с большими метражами, с другой – все тем же дефицитом бюджетного предложения. Необходимо отметить, что в условиях снижения платежеспособного спроса и вытекающего из него уменьшения среднего чека сделки на рынке усиливается обратный тренд – сокращение площадей домовладений. Поэтому можно предположить, что представленные в предложении большие таунхаусы были запланированы еще до кризиса и без учета последних тенденций квартирографии.
Другие форматы остались в привычных для себя рамках: средняя площадь коттеджей составляет 293 кв. м, что больше прошлогодних показателей на 3%, средний размер дуплексов равен 168 кв. м – это меньше значений третьего квартала 2015-го на 1,4%. Метраж квартир в «малоэтажках» сократился на 1,8%, до 64 кв. м. Средняя площадь участков без подряда в течение года не менялась и составила 14,8 сотки.
Размер придомовых участков увеличился только у таунхаусов: с 2,9 сотки в третьем квартале 2015 года до 3,4 сотки в аналогичном периоде 2016-го, что составляет рост на 17,2%. Метраж участков у дуплексов и коттеджей уменьшился: в первом случае на 6,5%, до 4,3 сотки, во втором – на 8%, до 16 соток.
О предложении и спросе на «загородке» рассуждает руководитель офиса «Проспект Вернадского» департамента загородной недвижимости «ИНКОМ-Недвижимость» Сергей Цывин: «На рынок сейчас выводится крайне мало поселков, особенно качественных проектов с долгосрочной концепцией развития, и нынешнее предложение во многом определяется поселками, которые появились в предыдущие годы и уже в большей степени распроданы. Если говорить о форматах, то здесь продолжают доминировать участки без подряда. Хотя участок участку рознь. Значительная часть таких проектов – это просто наделы земли, где собственникам приходится объединяться, чтобы построить дороги, провести свет, газ и т.д. Такие объекты продаются, но все-таки слабо – покупатель становится разборчивее и требовательнее. Иначе обстоят дела, когда земельный участок уже имеет все коммуникации. С одной стороны, это повышает его привлекательность для клиента, с другой – позволяет девелоперу держать на него цены. Как результат – удачные продажи. Но самый большой покупательский интерес мы наблюдаем к проектам с домовладениями в максимальной степени готовности, обширной инфраструктурой и адекватной ценовой политикой – такие продукты пользуются популярностью всегда. Больше того, в кризис, учитывая сложности вывода новых поселков и усиливающийся их дефицит, можно даже говорить о формировании отложенного спроса на качественные проекты».