На первичном рынке в старых границах Москвы представлено 52 корпуса в 28 проектах с общей площадью 387,2 тыс. кв. м, где все лоты реализуются с отделкой разных видов. Еще в 32 корпусах 19 проектов отделка предлагается в выделенном пуле объектов или опционально. По количеству корпусов в полугодовой динамике предложение как с опциональной, так и с обязательной отделкой выросло с 67 до 84 корпусов, то есть на 23,9%. При этом суммарная площадь предложения в проектах, где все лоты продаются с отделкой, увеличилась на 19,3%, говорится в сообщении пресс-службы компании Est-a-Tet.
Предложение с отделкой реализуется на рынке в двух форматах – в качестве дополнительной опции или в выделенном пуле объектов (например, лишь в одном корпусе проекта), а также как обязательная характеристика объекта, входящая в общую стоимость.
Доля всех проектов, где предлагается отделка на любых условиях, составляет 15,5% (44 объекта), доля по количеству корпусов – 14,2% (84 корпуса).
Доля корпусов с отделкой в качестве обязательной опции занимает 8,8%, доля таких проектов – 11,3%, доля по суммарной площади – 5,8% от общего объема предложения на рынке. С отделкой в качестве дополнительной опции представлено 5% от общего числа корпусов и 6,7% от общего количества проектов.
Полгода назад предложение с обязательной отделкой было представлено в 39 корпусах, сейчас данный показатель вырос до 52 корпусов, то есть на 33,3%. Средневзвешенная цена предложения находилась на уровне 257,6 тыс. руб./кв. м без учета элитного предложения, что на 3,8% меньше, чем полгода назад.
При распределении безальтернативного предложения с отделкой по классам основную долю составили комплексы комфорт-класса, хотя его доля за полгода сократилась с 56% до 45%. На втором месте оказался бизнес-класс – 43%, полгода назад он имел более скромную представленность – 31%. Доли остальных сегментов почти не изменились.
Суммарная площадь предложения с обязательной отделкой в бизнес-классе в полугодовой динамике увеличилась на 70%, в элитном сегменте – на 7%, в комфорт-классе – на 1,3%, а в премиум-классе, напротив, сократилась на 5,2%. Такая динамика обусловлена прежде всего выходом в бизнес-классе апарт-комплекса Only.
Предложение с отделкой в качестве дополнительной опции представлено в 32 корпусах 19 проектов, среди которых доминируют объекты комфорт-класса – 66%. За полгода объем такого предложения вырос на 14,3% по количеству корпусов – с 28 до 32.
За полгода суммарная площадь предложения с альтернативной отделкой в бизнес-классе выросла – в два раза, в премиум-классе – на 53,6%, в комфорт-классе – на 46,1%.
Наибольшая разница средневзвешенной цены между предложением с отделкой и средним показателем по рынку среди лотов без отделки отмечена в бизнес-классе – на 12,5%, в комфорт-классе она составила 11,4%, в элитном сегменте – 6,8%, в премиум-классе – 1,3%. Минимальная разница в дорогих сегментах связана с индивидуальными характеристиками проектов и высокой стадией строительной готовности в ряде комплексов.
«За последние полгода наиболее значительный рост предложения с отделкой произошел в бизнес-классе (+70%), несмотря на то, что традиционно в высокобюджетных сегментах покупатели предпочитают сами делать ремонт по индивидуальному дизайн-проекту. Однако для застройщиков в текущих условия отделка в дорогих проектах используется как конкурентное преимущество в насыщенным аналогичным предложением локациях, а также как возможность расширения ассортиментной линейки, особенно для масштабных комплексов», – отмечает руководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Юлия Сапор, слова которой приводятся в сообщении.