По данным компании «ИНКОМ-Недвижимость», в третьем квартале 2018 года на первичном рынке загородного жилья Подмосковья появилось 10 новых поселков, причем только в двух из них имеется застройка. Всего в 2018 году на рынок было выведено шесть проектов с коттеджами и ни одного – с таунхаусами. Участки без подряда (УБП) установили новый рекорд присутствия в экспозиции – 72%, доля экономкласса в предложении достигла 81%, сообщается в пресс-релизе компании.
«Снижение количества новых поселков на 62% во многом связано с уменьшением числа проектов, состоящих из УБП, – комментирует руководитель аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов. – Кризис затронул даже их: цена реализации земельного участка вплотную приблизилась к границе его себестоимости, поэтому выводить УБП стало практически невыгодно».
Для представления, насколько снизились потребительские характеристики поселков с УБП, эксперты приводят пример: если десять лет назад в проектах были предусмотрены все центральные коммуникации с подземной разводкой, асфальтированные тротуары, зоны отдыха, то сейчас застройщики ограничиваются разводкой электричества по столбам, а также гравийными дорогами. Даже централизованный водопровод стал редкостью, не говоря уже о канализации.
Если проекты с УБП понесли потери в части благоустройства, то поселки таунхаусов в этом году просто не выходили. Для сравнения: за три первых квартала 2017-го их появилось восемь штук. Столько же за этот отрезок времени вышло проектов с коттеджами. При этом период с первого по третий квартал 2018 года ознаменовался появлением шести коттеджных поселков.
В целом в предложении на загородной «первичке» Подмосковья сейчас значится 58 804 объекта, что на 10% меньше, чем годом ранее. 72% экспозиции составляют УБП – и это новый рекорд за десятилетний период, 15% – квартиры в малоэтажных домах (МЖД), 6% – коттеджи, 4% – таунхаусы и 3% – дуплексы. За год доля УБП выросла на 6 п.п., МЖД – уменьшилась на 2 п.п., таунхаусов – снизилась на 4 п.п., процент коттеджей и дуплексов остался неизменным.
Если рассмотреть предложение по классам, то 81% экспозиции занимает сегмент эконом – и это тоже максимальный показатель за десять лет, 12% – комфорткласс, 3% – бизнес-класс и 4% – высшие ценовые сегменты. По сравнению с прошлым годом доля эконома повысилась на 3 п.п., «комфорта» – сократилась на 4 п.п., масштаб присутствия бизнес-класса и элитного сегмента почти не изменился.
«Рынок давно испытывает перенасыщение УБП, – говорит Дмитрий Таганов. – Ситуация усугубляется тем, что более 80% объектов имеет весьма посредственное качество: в таких проектах нет коммуникаций, инфраструктуры и т.д. При этом до 70% купленных участков впоследствии переходят на вторичный рынок (чаще всего – в своем исходном состоянии), где простаивают еще годы. Поскольку формат УБП представлен в основном низшим ценовым сегментом, становятся понятны причины преобладания в экспозиции экономкласса».