По данным аналитического центра компании «ИНКОМ-Недвижимость», во втором квартале 2019 года на подмосковной первичной «загородке» было реализовано 3 804 объекта, что на 7% меньше, чем в аналогичном периоде 2018-го.
Доля проданных УБП возросла за год на 11 п.п., достигнув уровня 76%, объем приобретенных квартир в «малоэтажках», напротив, уменьшился на 8 п.п., до 14%, только 6% клиентов выбрали коттеджи (без изменений) и 4% – таунхаусы и дуплексы (против 7% в 2018-м), говорится в пресс-релизе компании.
Рост присутствия УБП в общем объеме сделок коррелирует с увеличением доли проданных объектов экономкласса: с 82% годом ранее до рекордных 86% во втором квартале 2019-го. Такая динамика объясняется в том числе тем, что 95% предложения в самом бюджетном сегменте занимают именно УБП. При этом популярность лотов остальных ценовых категорий снизилась. Так, в случае с классом комфорт уменьшение составило 2 п.п. (9% сделок), бизнес – 1 п.п. (3%), премиум – также 1 п.п. (2%).
По данным «ИНКОМ-Недвижимость», средняя площадь купленного дома на загородной «первичке» составляет сегодня 106,4 кв. м, УБП – 9,5 сотки. За год средний метраж приобретаемого домовладения сократился на 9%, земельного надела – на 3%.
«Покупатель УБП, в первую очередь, старается уложиться в бюджет 1-2 млн руб., размер участка для него не играет главной роли. Это могут быть и 10 соток на удалении 40 км от Москвы, и 6 соток, но ближе к МКАДу. Важна транспортная доступность, наличие инфраструктуры и коммуникаций – как минимум электричества и газа. Что касается коттеджей и таунхаусов, в этих форматах покупатели ищут объекты площадью 100-120 кв. м, желательно в высокой степени готовности и со всеми коммуникациями. Если планируется использовать загородный дом как основное жилье, критично важным становится его удаленность от столицы – в идеале не более 30 км. Стоит заметить, что предложение с таким набором характеристик сейчас в большом дефиците. В случае приобретения коттеджа клиенты обычно рассчитывают на бюджет 8-10 млн руб., таунхауса – 6-8 млн руб.», - отмечает директор департамента загородной недвижимости «ИНКОМ-Недвижимость» Антон Архипов.
Рейтинг самых популярных направлений у покупателей возглавляет Новорязанское шоссе – там находятся 12% проданных лотов. Второе место – у Новой Риги (10%). Третью и четвертую строчки с 9% сделок разделяют Дмитровское и Каширское шоссе.
31% реализованных объектов расположен на расстоянии до 35 км от Москвы, 46% – от 36 до 75 км, 23% – далее этой отметки.
Говоря о перспективах, специалисты компании связывают оптимистичные прогнозы с обсуждаемой программой ипотеки на строительство частных домов.
«Данная инициатива может оказать серьезное позитивное воздействие на «загородку», стать ее драйвером роста, если, конечно, ипотечные ставки в сегменте будут близки к показателям городского рынка, т.е. 10%. От такого сценария выиграют все: покупатели получат доступную ипотеку, а девелоперы – дополнительную уверенность для вывода проектов с застройкой. Если такие условия будут выполнены, то через несколько лет мы можем увидеть, как предложение с застройкой вырастет в разы, а за ним поднимется и спрос», – отмечает руководитель аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов.