Даже если найден механизм завершения строительства, успокаиваться все же преждевременно. Руководитель юридического департамента агентства недвижимости «Бон Тон» Дмитрий Логинов считает, что с исключением из реестра объектов, по которым отсутствуют требования обманутых дольщиков, торопиться не стоит.

Ранее с такой инициативой выступил Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства, предложив изменить систему учета проблемных домов.

В Фонде считают необходимым разработать дополнительные критерии для исключения объектов из Единого реестра проблемных объектов (ЕРПО). При этом новых обманутых дольщиков по этим объектам не появится, так как денежные средства будут привлекаться по эскроу-счетам, уверены представители Фонда.

По словам руководителя юридического департамента агентства недвижимости «Бон Тон», как правило, большинство проблем правоприменительной практики возникает в тот момент, когда она сталкивается с пробелами в законодательстве. По этой причине само желание детализировать 214-ФЗ и сопутствующие ему нормативные акты можно только приветствовать.

Комментируя инициативу Фонда, Дмитрий Логинов отметил, что дать какую-либо оценку предложению Фонда будет возможно только тогда, когда предложения сформируются в некий законопроект. Главное, чтобы изменения были направлены на улучшение положения обманутых дольщиков и не превратились в попытку исправления статистики по проблемным объектам без реального решения вопроса.

За последние годы цифры по количеству проблемных объектов демонстрируют неприятную динамику. Так, если в начале 2018 года в процедуре банкротства находилось 6,3 млн кв. м жилья, то в 2019 году показатель достиг отметки в 12 млн кв. м. Следует отметить, что меры, предпринимаемые государством, смогли остановить эту жуткую динамику, и последние полтора года цифры не растут. Наметилась даже небольшая тенденция к снижению банкротной квадратуры (на начало 2021 года – 11,5 млн кв. м). Дополнительно к банкротной квадратуре с 2019 года в реестр проблемных включаются и дома с полугодовой просрочкой ввода в эксплуатацию и передачей объектов долевого строительства. Это дает в общие показатели еще 5,5 млн кв. м. То есть фактически вся статистика по проблемным домам состоит из двух частей: домов, принадлежащих застройщикам-банкротам и домов с просрочкой ввода. Исходя из этого, действующий закон допускает две возможности исключения объекта из перечня проблемных: либо ввод в эксплуатацию (для просрочки), либо передачу новому застройщику (для банкротов). Из ЕРПО объект исключается только в момент полного решения проблемы.

Как отметил Дмитрий Логинов, Фонд защиты прав дольщиков предлагает исключать дома из проблемного перечня не в момент окончательного решения проблемы, а в промежуточный период, когда решение найдено и предпринимаются реальные шаги к достройке дома. С одной стороны, это улучшит инвестиционную привлекательность таких домов, ведь под объект, не фигурирующий в перечне проблемных, значительно легче найти финансирование. Также предлагаемые изменения положительно скажутся на общей статистике. С другой стороны, исключение домов из перечня проблемных не по факту ввода в эксплуатацию, а только при наличии согласованного механизма такой достройки создает угрозу потери у государственных органов интереса к контролю достройки домов, уже снятых с «проблемного» учета.