Современный покупатель жилья стал более требовательным, стремясь к выбору места для жизни, отражающего его стиль и потребности. Разнообразие предложений на рынке первичной недвижимости и широкий спектр доступных вариантов позволяют покупателям более осознанно подходить к выбору жилья, учитывая множество факторов. С участием экспертов международной премии PROESTATE & TOBY Awards 2023 мы рассмотрели ключевые аспекты, определяющие предпочтения покупателей при выборе жилья в различных городах.

Поиск идеального пространства

«Для покупателя важно все: концепция, цифровизация проекта, его экологичность и благоустройство. Сегодня люди выбирают не метры, а образ жизни. Поэтому жилые дома превращаются в многофункциональные комплексы с продуманной инфраструктурой, новыми функциями, направленными на заботу о человеке. Тот девелопер, который сможет лучше воплотить ожидания своей целевой аудитории, получит не только хороший темп продаж, но и обеспечит востребованность последующих проектов», - делится своим мнением Юрий Грудин, генеральный директор компании Formula City и основатель апарт-отеля Well.

Но в первую очередь покупатель, конечно, выбирает комфорт собственной будущей территории для жизни, а значит, площадь, планировку и отделку.

«При выборе квартиры планировка входит в топ-5 решающих факторов, - замечает Екатерина Петрова, заместитель директора по аналитике и маркетинговым концепциям компании PIONEER. - Покупатели обращают внимание на грамотное зонирование, на приватные и общие зоны. Основной точкой притяжения является просторная кухня-гостиная, площадь которой варьируется как от сегмента, так и от количества спален в квартире».

С ней соглашается Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест», отмечая, что среди клиентов их компании планировка также играет важную роль: «Есть запрос на максимальную эффективность всех зон, а также на гибкость планировок – для этого мы создали квартиры-трансформеры, где назначение помещений меняется по желанию жильцов».

Тренд на покупку квартир с готовой отделкой растет во всех рассматриваемых городах. «Порядка 65% сделок в нашей компании – это жилье с готовым ремонтом. При этом в отделке прослеживаются тренды на минимализм и скандинавский стиль, а также хорошее качество и вариативность предлагаемых дизайнерских решений», – делится Ян Фельдман.

Цены на стройматериалы и технику значительно выросли, и покупка квартиры с готовой отделкой помогают новоселу сэкономить бюджет и время на ремонт и быстрее въехать в новую квартиру. «Тенденция наблюдается не только в Санкт-Петербурге или Москве, но и, например, в Краснодарском крае. Полагаем, что в скором времени она станет актуальна и для других регионов России, особенно учитывая, что квартиру с отделкой можно приобрести в ипотеку, то есть комфортно разнести по времени расходы на ремонт. Кроме этого, при покупке новостройки с мебелью, покупатели экономят 35% своего бюджета – за счет оптовых цен, по которым застройщики закупают мебель и технику у партнеров-производителей, - рассказывает Ольга Трошева, директор Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость».

Но есть и другой момент в ценообразовании. «Мы фиксируем уверенный интерес покупателей к квартирам с отделкой. Однако по-прежнему основной спрос сконцентрирован на лотах без отделки. Это обусловлено как желанием собственников реализовать собственные дизайн-проекты, так и единовременным увеличением бюджета при покупке квартиры с готовой отделкой», - делится Екатерина Петрова на примере объектов компании PIONEER в Москве.

Жизнь не ограничивается только четырьмя стенами. «В последние годы в Санкт-Петербурге наблюдается тренд на уменьшение площадей продаваемых квартир в новостройках. При этом гораздо большее внимание покупатели уделяют инфраструктуре и концепции объекта», – говорит Александр Кравцов, управляющий партнер Fizika Development.

Комфорт и удобство

Кроме отделки и планировки, современные покупатели обращают внимание на другие важные аспекты жилья. Ольга Трошева подчеркивает, что покупатели оценивают общую эргономику и функциональность жилого пространства: «Современные горожане следят за трендами в дизайне интерьера и в своих квартирах стараются сохранить максимум пространства для жизни без нагромождения вещей, сезонного инвентаря в коридорах или автомобильных шин на балконе. Поэтому сегодня так актуальны кладовки, которые все чаще предусматривают в жилых комплексах. Семьям с маленькими детьми важно наличие колясочных, для них это элемент комфортный среды, так как не надо тратить время на мытье колес, переживать, что коляска мешает соседям на этаже, или волноваться о том, где ее поставить в квартире, чтобы всем было комфортно».

Уровень комфорта поднимает наличие оборудованного паркинга. «Это особенно актуально в исторических локациях и спальных районах крупных городов, где среди жителей высокая конкуренция на машино-место. Кроме того, современные паркинги оснащены пожарной и охранной сигнализацией, видеонаблюдением, что повышает комфорт и спокойствие автовладельца», – продолжает Ольга Трошева.

Наличие системы «умного дома» пока не является главным критерием при выборе жилья, но, по мнению Ольги Трошевой, «клиенты, которые рассматривают покупку квартиры в классах «комфорт плюс» и выше, делают выбор в пользу жилых комплексов с системой «умный дом».

Все чаще при выборе идет акцент на территории и благоустройстве. Екатерина Петрова подчеркивает, что в Москве покупатели уделяют отдельное внимание территории жилого комплекса, благоустройству. Она также отмечает значение грамотного зонирования, создания зон для разных видов отдыха и активности: «Разделение зон активного отдыха, детских площадок и тихих уголков для спокойной беседы или чтения книг – все это позволяет всем резидентам комплекса в полной мере наслаждаться времяпрепровождением во дворе».

Эволюция детских игровых пространств также становится ключевым фактором при выборе жилья. Екатерина Петрова добавляет: «Сегодня в проектах комплексного освоения девелоперы делают не просто детские площадки, а создают масштабные плэйхабы для детей с максимальным разнообразием игровых сценариев».

Покупатели заботятся о безопасности и отдают предпочтение жилым комплексам с закрытой дворовой территорией.

Ян Фельдман подчеркивает важность создания территории, где человек проводит время вне дома с удовольствием и комфортом: «Мало просто обустроить детские площадки – нужно сделать их для разных возрастов, не забыть и о взрослых – им тоже нужны свои места отдыха. Парковки располагаем по периметру комплекса, чтобы внутри не было машин. Шумные площадки выносим подальше, вглубь домов активность как бы «затухает», обеспечивая тишину и покой».

Важно понимать свою целевую аудиторию. Юрий Грудин отмечает: «Я делаю акцент именно на целевой аудитории, а не на регионе, потому что на разных этапах жизни человек меняет свои требования к качеству и наполнению жилья. То, что нужно активным людям, которые не склонны к оседлому образу жизни, радикально отличается от потребностей семейных пар с детьми».

«Сейчас качественный продукт - это многофункциональный комплекс, в состав которого входит жилая часть, возможно - часть арендных квартир для длительного проживания, есть в нем и сервисные апартаменты, коворкинг, ритейл и услуги на первом этаже, кладовые и паркинг в подвальном, то есть те атрибуты повседневной жизни, которые способны высвободить возможности для развития, обновления сил и для экономии главного теперешнего ресурса - времени» - подытоживает Станислав Александров, заместитель генерального директора Bau City Development.

От метража к образу жизни

Александр Кравцов, управляющий партнер компании Fizika Development, отмечает изменение восприятия комфорта: «Квартира премиум-класса может быть небольшого метража с одной спальней, но, чтобы соответствовать своему статусу, она должна располагаться в клубном доме в престижном районе, который обеспечен соответствующего уровня инфраструктурой и наличием персонального сервиса».

Важность создания общественных пространств также подчеркивает Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест»: «Это то, что американский социолог и урбанист Рэй Ольденбург называл «третьим местом», то есть территория, где человек проводит время вне дома с удовольствием и комфортом. Это может быть зона отдыха, спорта, велодорожка, кофейня, уличный офис, магазин, салон красоты и многое другое. Главное – чтобы все это было в 15-минутной шаговой доступности». Такой подход создает комфортную жилую среду, где жители могут наслаждаться активным отдыхом и удобствами без дополнительных затрат времени и усилий.

Важность общественных пространств и внешнего окружения трудно переоценить. «Возрос неподдельный интерес, тяга к посещению общественных пространств. Не так давно Петербург открыл для себя такие пространства, как «Новая Голландия», «Севкабель Порт» и примерно дюжину похожих. Город представил подобные публичные пространства жителям, жители затребовали что-то похожее от застройщиков в проектах», - рассказывает Станислав Александров, заместитель генерального директора Bau City Development, на примере Санкт-Петербурга.

С ним согласен Александр Кравцов: «К общественным пространствам можно отнести фактически любой объект, позволяющий объединить людей каким-то общим интересом. Благоустроенная набережная с площадками для волейбола или бадминтона, лекторий с амфитеатром, культурный центр – все это можно называть общественным пространством».

«Социально-ответственные девелоперы заинтересованы в создании таких пространств. Ведь подобные объекты помогают сделать место известным. Во многом репутационный аспект, который еще и помогает интегрировать в городскую среду новые смыслы», - добавляет Александр Кравцов.

Традиционные элементы внешней инфраструктуры, такие как парки, школы, общественный транспорт, не теряют свою актуальность и остаются важными факторами при выборе жилья. «Для семей с детьми или будущих родителей при выборе жилья важно наличие и доступность объектов социальной инфраструктуры – школы, детского сада, поликлиники. Также рассматриваются локации рядом с игровыми площадками, парками, где можно погулять с детьми, приятно провести время с семьей. Покупатели заботятся о безопасности и отдают предпочтение жилым комплексам с закрытой дворовой территорией. Транспортная доступность является неотъемлемой частью в предпочтениях покупателей, поэтому при выборе жилья они обращают внимание на наличие и расположение остановок общественного транспорта вблизи ЖК», - объясняет Ольга Трошева, директор Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость».

«Особое внимание покупатели уделяют наличию социальной инфраструктуры – детским садам и школам, возведенных в рамках проекта. Новые современные объекты образования располагают к учебе и полному вовлечению в учебный процесс», - добавляет Екатерина Петрова, заместитель директора по аналитике и маркетинговым концепциям компании PIONEER.

Выбор жилья - это одно из самых важных решений, которое задает тон будущей жизни. Отделка и планировка, а также такие аспекты, как многофункциональность, наличие «умного дома» и оборудованного паркинга, стали ключевыми факторами, которые влияют на выбор будущего жилья. Локация и внешняя инфраструктура тоже оказывают влияние на окончательное решение при выборе. Открытые общественные пространства, развитая социальная и культурная инфраструктура, экологически чистые зоны и доступность всех необходимых услуг – все это формирует новую концепцию комфортной жизни. Подходы к выбору жилья трансформируются: от оценки стен и планировки квартиры до анализа окружающего пространства и общественных возможностей.